Традиции, обычаи и обряды греков Украины - История и культура греков Украины - История

Традиции, обычаи и обряды греков Украины

Традиционная культура греков Украины отображает особенности их исторического развития и служит верным признаком преемственности поколений, вековых связей украинских эллинов с Элладой, прародиной – Крымом и мировым эллинизмом. Несмотря на превратности судьбы, меняющуюся природную и социальную среду, греки сохранили свою самобытную культуру, обряды, обычаи, язык, пищу, музыку, одежду – всё, что несет на себе отпечаток легендарной истории эллинов.

Усвоение духовных богатств, накоплеменных предыдущими поколениями, способствует формированию национального самосознания и активизирует процесс национально-культурного возрождения этноса.

Сегодня в повседневной жизни греков многие из традиций, обычаев сохранены и действуют в полном либо частичном виде.

Некоторые из них представлены в данном пособии на основании описаний Д.Хараджаева «Мариуполь и его окрестности», Э.Хаджинова – одного из первых этнографов и краеведов, Ю.Ивановой в книге «Греки России и Украины», И. Джухи «Одиссея мариупольских греков», М. Араджиони «Греки Крыма и Приазовья: история изучения и историография этнической истории и культуры (80-е годы ХVIII-90-е годы ХХ в.)», И.Пономаревой «Етнічна історія греків Приазов’я», С.Темира «Очерки об истории села Старомлиновка», Г. Косяковой – зав. отделом культуры исполкома ФГОУ, Т. Богадицы – старшего научного сотрудника музея истории и этнографии греков Приазовья, пос. Сартана, Л.Папуш – зав.отделом культуры Володарского районного общества греков, Н.Чапни, Е.Патрай – председателей Мариупольского городского и Старобешевского районного обществ греков, старожилов, работников музеев, учителей и активистов греческих обществ Приазовья.

Редактор раздела – Косякова Галина Петровна.

Научный консультант – доктор исторических наук, декан исторического факультета МГГУ Пономарева Ирина Семеновна.

Календарные обычаи и обряды

Рождество (румейск. Христупаска, каланда), как и Новый год (румейск. Чунурью хронос), ознаменовывались исполнением ритуальных песен-каланд (греч. τα καλαντα) и набором ритуальных действий.

Вечером мальчики возрастом 10-12 лет (а иногда и девочки) ходили по дворам, распевая старинные каланды, которые в Приазовье называют укра­инским словом «колядки». Колядовать, говорят в народе, – это значит Бога хвалить (татарск. Аллах сулеле). Хозяйки специально для детей выпекали калачи (халбчича), маленькие булочки или покупали их в магазинах. Дети нанизывали эти калачи на переброшенную через плечо веревочку и так обхо­дили все дома в селе. Детям постарше давали мелкие деньги. Юноши старались заполучить пирог из рук своих любимых как знак сердечной привязанности. Собранные подношения, сло­женные в большие корзины, колядовавшие парни продавали, покупали водку и устраивали общую пирушку.

В селе Большой Янисоль (Великая Новоселка) рождественская песня начиналась словами:

Христос инытъын, Христос родился,

Хара с тун козмус, Радость людям,

Хари тосин ти, Радость большая,

Палито син. Очень большая.

Известный собиратель румейского фольклора Н.А.Хорош считал, что понять смысл всех слов ритуальных песен очень трудно, так как они, ис­полнявшиеся на слух, искажены. Мелодии же сохранились хорошо, они в основном одинаковы во всех румейских селах, имеются лишь небольшие вариации.

Детские колядки отличались быстрым темпом исполнения и веселым содержанием:

Арши, арши та каланда, Начинаем, начинаем каланду, Арши ту энарею Начинаем

Оцо инытъны Христос! О том, что Христос родился!

На Рождество был распространён ритуал «хождение со звездой», склеенной из серебряной бумаги и насаженной на вы­сокую палку. Это было принято в селах, расположенных вблизи Мариупо­ля.

Кульминацией праздника (и Рождества, и Нового года) было семейное застолье. Утром в день Рождества (румейск. Христупаска, татарск. барь-ям), вернувшись из церкви, семья усаживалась за стол. Прежде чем начать трапезу, зажигали лампады и читали молитву. Было принято, чтобы дети целовали руки ро­дителям. Потом принимались за еду. Обычные угощения – холодец, мясо (баранина, свинина, котлеты), хаймах – взбитые охлажденные вершки слегка топленого молока, слоеный сдобный пирог флуто и специальное угощение только на новогоднем столе – шумуш, слоёный пирог, начиненный тыквой и мясным фаршем, и мно­гое другое.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38