В это время паранифса в сопровождении 15-20 женщин с музыкой и танцами направлялась в соседний дом,
В это время паранифса в сопровождении 15-20 женщин с музыкой и танцами направлялась в соседний дом, где находилась невеста, несла подвенечное платье. Невесту одевали подружки, иногда приглашали умелых женщин. Старинное подвенечное платье невесты было красного цвета. Оно переходило по наследству от одного поколения к другому. Голову покрывал перифтар – полотенчатый головной убор из тончайшего белого полотна, края которого затканы золотым и серебряным шитьем, украшены вышивкой и мелким жемчугом. Перифтар плотно облегал голову и прикалывался к волосам шпильками и булавками с множеством подвесок. Не каждая семья могла приобрести эти ценные вещи, иные брали перифтар напрокат в зажиточных семьях только на день свадьбы. В конце XIX в. в качестве подвенечного наряда надевали шелковое или атласное платье, сшитое по моде того времени, и фату.
Пока невесту одевали к венцу, в ее доме продолжался пир и веселье. Друзьям жениха повязывали белые платки через плечо или на руки, и они во главе со старшим (парагамброс) с песнями отправлялись в дом жениха, чтобы одеть его. Существовал обычай, чтобы кто-нибудь из этой компании украл в доме невесты какую-нибудь вещь, которую должен был показать во время дарения. Ныне сами исполнители этого обычая затрудняются дать ему объяснение. Подобный обычай многократно описан в специальной литературе. Вероятно, он возник как символическое напоминание о борьбе двух коллективов родственников при браке умыканием.
За несколько часов до венчания начиналась церемония бритья и одевания жениха. Его платье предварительно отсылалось к священнику для благословения. Оно завязывалось в специальный платок квадратной формы, сшитый из разноцветных лоскутов (бухча – слово тюркского происхождения). Когда бухчу возвращали от священника, родственники и все приглашенные, которые находились в доме, должны были танцевать, держа в руках узел, это называлось «заставить танцевать бухчу». Затем начиналось бритье жениха в присутствии мужской молодежи, которая в особой ритуальной песне высказывала пожелания здоровья и счастья молодым. По окончании бритья шаферы и молодые люди в песенной форме просили жениха снять старое платье, надеть подвенечное. Жених переодевался. Паранфу сидел в это время за столом, на котором горели две свечи. Когда одевание заканчивалось, он брал бухчу, уже пустую, обвязывался ею и, засунув за нее две свечи, горевшие во время одевания жениха, не расставался с ними до конца свадьбы.
В старину (не позже середины XIX в.) жених венчался в халате, переходившем по наследству от одного поколения к другому. К концу XIX в. этот старинный наряд сменился пиджачной парой или тройкой.
Вся церемония одевания жениха именовалась «коронацией», одетый в свадебный костюм жених назывался «вооруженным», ему должны были оказывать особый почет «как князю», и даже старики должны были встать и поклониться ему.
У старшего шафера (парагамброс) носовой платок в руке. Один его конец он протягивал жениху, остальные три держали другие шаферы, они все вместе обходили стол три раза, затем подавали жениху подушку (максилар), специально приготовленную посаженой матерью, он садился на нее. Начинался обряд поздравления, в котором, как и в одевании жениха, участвовали только мужчины. Перед женихом ставили бутылку водки, рюмки и тарелки – одну с медом, другую с мелко нарезанными кусочками хлеба. К жениху подходили родственники, друзья, знакомые с поздравлениями. Если жениха поздравлял человек моложе его, то он целовал руку жениху, если же поздравлявший был старше жениха, тот целовал руку гостю. Старший шафер стоял по правую руку жениха и наливал в рюмку водку, второй, стоя по левую руку, накалывал вилкой кусочек хлеба, макал его в мед и давал поздравлявшему закусить водку. Так сидели за столом, пока кто-нибудь не сообщал, что невеста готова. Опять обходили три раза вокруг стола, держась за концы платка, кланялись три раза всем и выходили во двор. Там их ждали оседланные кони, убранные красивой сбруей. Если в хозяйстве не было хороших лошадей, их одалживали у родных, соседей. Верхом; ехали в церковь.
В это время в доме невесты совершались обряды, которыми руководила посаженая мать. Невесту, как было сказано выше, наряжали не в родном доме, а у соседей. После того как узнавали, что невеста готова, паранифса с женщинами под звуки бубна и зурны заходила во двор дома, где ждала наряженная невеста. Дверь дома была заперта изнутри. Начинался «торг». Паранифса снаружи пела: «Откройте дверь! Отдайте нам невесту!» Из дома отвечали: «Дайте нам выкуп, и мы отдадим невесту!» Этот обмен восклицаниями повторялся три раза, потом паранифса соглашалась дать выкуп, дверь приоткрывали, паранифса вручала узел, в котором были сдобные калачи, бублики, конфеты. Получив узел, старшая подружка пропускала пришедших.