В это время паранифса в сопровождении 15-20 женщин с музыкой и танцами направлялась в соседний дом,

В это время паранифса в сопровождении 15-20 женщин с музыкой и танцами направлялась в соседний дом, где находилась невеста, несла под­венечное платье. Невесту одевали подружки, иногда приглашали умелых женщин. Старинное подвенечное платье невесты было красного цвета. Оно переходило по наследству от одного поколения к другому. Голову покрывал перифтар – полотенчатый головной убор из тончайшего белого полотна, края которого затканы золотым и серебряным шитьем, украшены вышив­кой и мелким жемчугом. Перифтар плотно облегал голову и прикалывался к волосам шпильками и булавками с множеством подвесок. Не каждая се­мья могла приобрести эти ценные вещи, иные брали перифтар напрокат в зажиточных семьях только на день свадьбы. В конце XIX в. в качестве под­венечного наряда надевали шелковое или атласное платье, сшитое по моде того времени, и фату.

Пока невесту одевали к венцу, в ее доме продолжался пир и веселье. Друзьям жениха повязывали белые платки через плечо или на руки, и они во главе со старшим (парагамброс) с песнями отправлялись в дом жениха, чтобы одеть его. Существовал обычай, чтобы кто-нибудь из этой компании украл в доме невесты какую-нибудь вещь, которую должен был показать во время дарения. Ныне сами исполнители этого обычая затрудняются дать ему объяснение. Подобный обычай многократно описан в специальной ли­тературе. Вероятно, он возник как символическое напоминание о борьбе двух коллективов родственников при браке умыканием.

За несколько часов до венчания начиналась церемония бритья и одева­ния жениха. Его платье предварительно отсылалось к священнику для бла­гословения. Оно завязывалось в специальный платок квадратной формы, сшитый из разноцветных лоскутов (бухча – слово тюркского происхожде­ния). Когда бухчу возвращали от священника, родственники и все пригла­шенные, которые находились в доме, должны были танцевать, держа в ру­ках узел, это называлось «заставить танцевать бухчу». Затем начиналось бритье жениха в присутствии мужской молодежи, которая в особой риту­альной песне высказывала пожелания здоровья и счастья молодым. По окончании бритья шаферы и молодые люди в песенной форме просили же­ниха снять старое платье, надеть подвенечное. Жених переодевался. Паран­фу сидел в это время за столом, на котором горели две свечи. Когда одева­ние заканчивалось, он брал бухчу, уже пустую, обвязывался ею и, засунув за нее две свечи, горевшие во время одевания жениха, не расставался с ни­ми до конца свадьбы.

В старину (не позже середины XIX в.) жених венчался в халате, переходившем по наследству от одного поколения к другому. К концу XIX в. этот старинный наряд сменился пиджачной парой или тройкой.

Вся церемония одевания жениха именовалась «коронацией», одетый в свадебный костюм жених назывался «вооруженным», ему должны были оказывать особый почет «как князю», и даже старики должны были встать и поклониться ему.

У старшего шафера (парагамброс) носовой платок в руке. Один его ко­нец он протягивал жениху, остальные три держали другие шаферы, они все вместе обходили стол три раза, затем подавали жениху подушку (максилар), специально приготовленную посаженой матерью, он садился на нее. Начинался обряд поздравления, в котором, как и в одевании жениха, участ­вовали только мужчины. Перед женихом ставили бутылку водки, рюмки и тарелки – одну с медом, другую с мелко нарезанными кусочками хлеба. К жениху подходили родственники, друзья, знакомые с поздравлениями. Если жениха поздравлял человек моложе его, то он целовал руку жениху, если же поздравлявший был старше жениха, тот целовал руку гостю. Стар­ший шафер стоял по правую руку жениха и наливал в рюмку водку, второй, стоя по левую руку, накалывал вилкой кусочек хлеба, макал его в мед и давал поздравлявшему закусить водку. Так сидели за столом, пока кто-нибудь не сообщал, что невеста готова. Опять обходили три раза вокруг стола, держась за концы платка, кланялись три раза всем и выходили во двор. Там их ждали оседланные кони, убранные красивой сбруей. Если в хозяйстве не было хороших лошадей, их одалживали у родных, соседей. Верхом; ехали в церковь.

В это время в доме невесты совершались обряды, которыми руководила посаженая мать. Невесту, как было сказано выше, наряжали не в родном доме, а у соседей. После того как узнавали, что невеста готова, паранифса с женщинами под звуки бубна и зурны заходила во двор дома, где ждала на­ряженная невеста. Дверь дома была заперта изнутри. Начинался «торг». Паранифса снаружи пела: «Откройте дверь! Отдайте нам невесту!» Из дома отвечали: «Дайте нам выкуп, и мы отдадим невесту!» Этот обмен воскли­цаниями повторялся три раза, потом паранифса соглашалась дать выкуп, дверь приоткрывали, паранифса вручала узел, в котором были сдобные калачи, бублики, конфеты. Получив узел, старшая подружка пропускала пришедших.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38