Народное суждение связывает это название с титулованием Богоматери, по-гречески η Πα&

Народное суждение связывает это название с титулованием Богоматери, по-гречески η Πανάγια, а некоторые толкователи – с именем персонажа древнегреческой мифологии Паном.

В своих работах по краеведению Г. Анимица из п.Володарское пишет, что Панаир – это день Девы Марии – «Панэя», который празднуется один раз в году, 28 августа. А остальные дни святых наши предки называли: «Ай-Илия», «Ай-Петру», «Ай-Йоргос» и т.д.

Престольный праздник – это день того святого или события священной истории, во имя которого воздвигнут храм в данном населённом пункте. Престольные праздники справляли все православные: и русские, и украинцы, и представители других народов. Однако у греков этот общехристианский обряд принял особые формы и выделяет их специфические этнические традиции. В годы, когда все сельские церкви были закрыты, традиция панаиров не прервалась: праздник этот служил своеобразной «визитной карточкой» каждого села.

В селе Малоянисоль отмечали день великомученика Фёдора Стратилата (5/18 марта), в Стыле, Староласпе, Сартане, Мангуше праздновали день св. Георгия (Юрия): (23 апреля ст.ст./6 мая н.ст.), в Карани (Гранитное) и в Чардаклы (Кременёвка) чтили св. Константина и Елену (21 мая/3 июня), в Новой Каракубе (Красная Поляна) – св. Николая (22 мая), в Константинополе отмечали день св. Фёдора Стратилата (8/21 июня), в Игнатьевке – Петра и Павла (29 июня/2 июля), в Старом Керменчике (Старомлиновке) церковь была посвящена Св. Троице, в Ялте праздновали день Иоанна Крестителя – Ивана Купалы (24 июня/7 июля), в Бешево – Козьмы и Дамиана (2/14 июля), популярен был св. Илья, его день (20 июля/2 августа) отмечали в Старом Крыму, Каракубе (Раздольное), Чермалыке, Урзуфе, в селе Камар были два престола: в день великомученицы Марины (17/30 июля) и Введения в храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), в Мариуполе церковь была воздвигнута в память Успения Богородицы (15/28 августа). Этот праздник был настолько популярен в греческой среде, что в нём старались принять участие жители всех сёл Приазовья.

По сути Панаир – это акт общественной жизни, корни его уходят в сферу общинной организации сельского коллектива: храмовый праздник – не что иное, как единение церковной общины, прихода, то есть жителей населённого пункта (городского квартала). Панаир – пример того, как старинные порядки, приобретая сакральный смысл, включались в христианский канон, оказывались приуроченными к датам православного календаря.

В Приазовье панаиры бывают нескольких видов; наиболее известны общесельские праздники, кроме них устраивают и семейные, личные для более узкого круга родственников, соседей и т.п. Возможно, поэтому в литературе встречаются свидетельства, что в одном селе могут собираться несколько панаиров в год.

На общесельские панаиры собираются все жители села, а также родственники, друзья, соседи из ближайших сел и городов. Общинный характер праздника проявляется в том, что на него никого специально не приглашают: каждый желающий приходит по своей инициативе, посторонние лица, случайно оказавшиеся в селе, принимаются как желанные гости.

Главным устроителем праздника был человек (его называли «хозяином панаира», (на румейском - сурбаджис» на крымскотатарском - ватаирджи), который добровольно брал на себя основные расходы и организационные хлопоты. Зачастую оказыва­лось, что этому человеку являлось во сне какое-то видение или он слышал голос, одним словом – получал знак, намек на необходимость дать соответствующий обет. Нечего и говорить, что этот человек должен быть со­стоятельным, чтобы нести необходимые расходы. Он объявлял о своем решении в последний момент предыдущего Панаира. В его хозяйстве выращивалось для ритуального заклания жертвенное животное, обычно бычок. Еще одно условие: необходимо было, чтобы в доме «хозяина панаира» име­лась икона святого, во имя которого воздвигнута церковь. Из дома предыдущего хозяина переносили икону в дом нового. В течение всего года шла подготовка к Панаиру, активизировалась она по мере приближения срока. Физическое и эмоциональное напряжение хозяина панаира компенсирова­лось особым уважительным отношением к нему со стороны односельчан Кроме откормленного бычка (в старину его приобретали всем миром в складчину), надо было заготовить и другие продукты, напечь необходимое количество хлебов, наварить традиционный слабоалкогольный напиток бузу из просяной, кукурузной муки или пшена, а если праздник проходил в доме или на подво­рье хозяина, надо было привести весь дом в порядок, навести чистоту, соорудить домашний алтарь и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38