У ворот молодых встречает мать жениха, проводит их к порогу дома. Ей подают тарелку с медом. Она бер

У ворот молодых встречает мать жениха, проводит их к порогу дома. Ей подают тарелку с медом. Она берет правую руку невестки, макает её мизинец в мед и делает крестики на косяках входной две­ри дома. Молодые целуют ей руку, после чего мать жениха бросает через их головы пшеницу, смешан­ную с конфетами и мелкими мо­нетами.

Гости радостно ловят и подни­мают их с земли, а тарелку хозяй­ка разбивает после того, как мо­лодые зайдут в дом. Наступает момент, когда всех гостей пригла­шают к столу. Центральное место занимают молодые, друг с друж­кой, крёстные со стороны же­ниха и невесты.

После тоста, провозглашенно­го крестным отцом жениха, начи­нается свадебное застолье, кото­рое проходит в три этапа: первый, второй и третий сладкий стол. Во время второго стола гости одаривают молодых. В этой церемонии глав­ное место отводится крестным отцу и матери жениха. Они пер­вые одаривают молодых, затем обходят всех гостей, уделяя каж­дому внимание и угощают рюмоч­кой водки («гальти рахи»).

На второй день свадьбы в некоторых селах, например, в Кирилловке и Чермалыке (по описанию Г. Косяковой) гости собиралались к определенному назначенному часу и, прежде чем сесть за столы, шли за калотой и нуной.

«Джамаля» (ряженые) переодевались в заранее приготовленные для них костюмы. Чаще всего это были жених с невестой, пара цыганок и медсестра в белом халате, с сумкой через плечо, на которой был красный крест. Пока «джамаля» переодевались и гримировались (костюм «жениха» надевала женщина, чаще всего это была военная форма, а костюм «невесты» - мужчина, у него было длинное белое платье, а фатой служила занавеска или накидка из подушек), во дворе наряжали выломанную зеленую ветку, имитирующую «Дерево плодородия». Её украшали красными лентами и бумажными цветами, конфетами – это для красоты, а для хохмы – куриными потрохами (головы, лапки и т.д.).

Когда всё было готово, все гости свадебной процессией шли по селу за крестными. Во главе колонны первым шёл человек с наряженной веткой в руках и пританцовывал под веселую музыку игравших музыкантов. За ним шли «новоиспеченные» переодетые «жених» с «невестой», музыканты, новобрачные и ряженые. Рядом с «деревом плодородия» шла группа танцующих под веселые греческие мелодии, оглашая улицу веселыми окриками: «а-быр-р!», «ких-ких!», подзадоривая друг друга, гостей и всех односельчан, которые вышли на свои подворья «посмотреть на свадьбу», а цыганки забегали в некоторые дворы, просили «позолотить ручку», балагурили, останавливали проезжающие по дороге машины. Задача ряженых была всех развеселить и создать веселую атмосферу свадьбы на второй день.

Когда свадебная процессия заворачивала во двор к крестным, музыканты играли громче, а все пускались в пляс, завлекая в свой круг «нуну» и «колоту», которые уже ждали гостей. После танца хозяева двора приглашают всех за фуршетный стол, где, по обычаю, гости должны были выпить по три рюмки, пожелать крестным добра, богатства, благополучия. Новоиспеченным «жениху» с «невестой» кричат «Горько!» А цыганки в это время бежали в хозяйственный двор крестных и «крали» первого попавшегося петуха, если не удавалось поймать самого красивого. Потом, в процессе свадьбы, за третьим столом, этого петуха крестные должны были выкупить у главного повара за названную им цену. Повар варил петуха целой тушкой, укладывал на поднос и украшал его яркими овощами, фруктами и зеленью, на шею обязательно привязывался красный бант.

Перед третьим, сладким столом свадебного за­столья проходил один из самых красочных моментов свадьбы - обряд благо­дарения поваров. В зал под веселую греческую музыку выходил главный повар (аши). Он нес на одном подносе красивую композицию, в центре которой - отварной бараний хвост, обязательно украшенный зеле­нью, свежими овощами и фрукта­ми. За ним шли все его помощни­ки, в руках у них подносы со сла­достями, принесенными на свадь­бу крестными матерями жениха и невесты, родителями и родственни­ками. Все под веселую музыку и общие аплодисменты с «дарами» подходили к столу новобрачных.

Крестная мать жениха провоз­глашала тост за здоровье, благодарила за вкусно приготовлен­ные блюда и одаривала поваров. Веселье продолжалось до поздне­го вечера.

По традиции, невеста в свой родительский дом может прийти только на восьмой день (воскре­сенье).

В конце XX века вновь стали возрождать традицию венчания молодых в церкви.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38