Особенностью выпечки греков являются изделия из слоеного теста: хатмер (трубочки, посыпанные сахаром
Особенностью выпечки греков являются изделия из слоеного теста: хатмер (трубочки, посыпанные сахаром или политые медом), хавурмаянтих (маленькие пирожки с мясом и рисом), кюбете (пирог с мясом), шумуш (пирог с тыквой). Королевой сладкого стола было и есть хурабье – изделие из муки, сахара, жира, посыпанные сахарной пудрой. Пекли лапшу, политую медом. В Старом Крыму есть одно уникальное блюдо – тель-тель халва – вареный мед, вытянутый в тонкие нити и посыпанный поджаренной мукой. сколько всходят семена арбуза
Кроме того, на стол подавались кисель, компот из сухофруктов, бекмес – густой сок из арбуза (варили), сладкий молочный суп с рисом «сютляш», посыпанный корицей.
Греческие свадьбы всегда отличались пышностью, разнообразием.
Почти все эти блюда подаются к свадебному столу и сегодня.
Кульминационным моментом свадьбы является хоран – круг, хоро, хоровод. Он присущ только грекам-урумам. Все ждали хоран, как праздник. Ещё в 20-30-х годах ХХ ст. хоран обязательно начинался мужским танцем «Ер авасы» - ерадам». Следующим танцевали старики «Агыр ава». К сожалению, сегодня они забыты, исполняется лишь музыка. Третий танец был «Хайтарма» (буквально «не возвращайся»), имея в виду выход невесты из родного дома. С этого танца начинается хоран на современных свадьбах.
Хораном руководил боярин. Он следил за порядком, хлестал кнутом, чтобы обеспечить широкий круг для танцующих. Во время хорана выносили вино, закуску и угощали всех зрителей.
Отдельно был танец для молодожёнов. Во время их танца приводили корову, овец, кур и т.п. – это было пожелание доброй, богатой жизни молодой семье. Все хоровые танцы урумы выполняли по возрастному принципу: вначале младшие, потом взрослые, затем танцевали старики. На свадьбе звучало и много песен. Хоран считался веселым, если все гости танцевали.
Вторая часть хорана начиналась с выхода «джамал» (ряженых).
Свадьба заканчивалась только тогда, когда вечером с большими почестями, с музыкой и песнями провожали кумовьев домой.
Г. Наметченюк – учитель истории высшей категории
ОШ № 46 п.Старый Крым
ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ
И ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ
В греческих семьях всегда приветствовалось появление детей. Это было особенной радостью и доказательством милости Божьей. «Свет очей» – так поэтически говорили о новорождённых. Бездетность считалась большим несчастьем. Не имеющие детей семьи считались у греков проклятыми Богом. В греческой поговорке говорится: «Бесплодная женщина уподобляется дереву, не приносящему плода». В настоящее время детность проявляет тенденцию к сокращению как среди греков-горожан всей диаспоры в целом, так и в среде мариупольских сельчан. Это явление не имеет отношения к этническим установкам, а связано с состоянием общества в наши дни: теряет значение само понятие семьи как обязательного устоя общественной жизни. Общей установке на сокращение детей в семье соответствует и современная система здравоохранения, дающая возможность супругам планировать состав семьи.
В наши дни роды происходят в больницах, в прошлом их принимала на дому повивальная бабка – манака. Обычная поза роженицы – сидя (известна в Передней Азии): на полу, посередине большого медного таза устанавливали треножник, на него сажали роженицу. Мало осведомленные информаторы, а также представители соседствующих этносов сообщают, что новорожденного посыпали или натирали солью, в действительности же – посыпали немного соли на пупок. Первый и главный обряд, совершавшийся тотчас после рождения, – посыпание мукой. По традиции бабушка по отцу струйкой муки чертила на лбу крестик («чтобы он жил до седых волос»), потом посыпала на ручки и ножки («чтобы ходил в богатстве»). Это, разумеется, вторичные толкования (они записаны в Сартане), попытки найти объяснения действиям, смысл которых уже утрачен. Очевидно, следует вспомнить здесь особое отношение земледельцев к хлебу как к основе жизни. Этот символ повторялся и при первом появлении рядом с новорожденным крестной матери: она клала ему в одеяльце кусочек хлеба; кроме того и сахар, положенный тут же, служил не менее выразительным символом: «Как это сахар бел, так и твои волосы пусть белыми будут», т. е. пусть ты доживешь до седых волос (записано в Старой Ласпе).
После того как бабушка совершала первое ритуальное действо, сопровождавшееся по традиции одариванием (дед дарил теленка или ягненка, бабушка золотую монету), повивальная бабка обмывала ребенка, пеленала и передавала матери.