Утро следующего дня начиналось с того, что хозяйка кормила кур раскрошенным артосом для того, чтобы

Утро следующего дня начиналось с того, что хозяйка кормила кур раскрошенным артосом для того, чтобы они хорошо неслись. Также считали обязательным наутро после арту, спросить у соседей: «Как спали после арту?». «Хорошо!» –

звучало в ответ. Вот так завершался этот замечательный праздник.

Л.Лыганова – старший научный сотрудник

Донецкого областного креведческого музея

Через 50 дней после Пасхи отмечали Троицу – день поминовения мерт­вых. В субботу (ныне – в воскресенье) посещали кладбища, несли с собой еду: мясо, домашние колбасы, плов, вареные яйца, тибаб – тушки молодых барашков, начиненные смесью ливера с пшеничной крупой и специя­ми, запеченные в печи в плотно закрытых чугунках; слоеный пирог флуто из дрожжевого несладкого теста; готовили слабоалкогольный напиток бу­зу из кукурузной или просяной муки.

Обязательным поминальным блюдом была кутья (колва) из зерен пше­ницы, заменившая в греческой ритуальной символике панспермию («всезерние» – η πανσπερμία) кашу из всех злаковых и бобовых, употребляе­мых человеком в пищу. Как и в других подобных случаях, уложенную на блюдо кашу тщательно украшали, выкладывали на поверхности крест и всевозможные узоры. Особенно старались те женщины, в чьих семьях по­хороны состоялись недавно. Как всякую жертвенную еду, колву не потреб­ляли сами, а раздавали окружающим.

Еду раскладывали на расстеленных на земле близ могил скатертях, священник благословлял яства, окропляя их святой водой, читал поминаль­ные молитвы, называя поименно усопших. Затем начиналось взаимное угощение: жертва мертвым состояла в том, что жертвователь не должен был сам ее съедать, но раздавать другим.

На Святую Троицу дома и усадьбы украшали свежей зеленью: пучки ее засовывали за стре­ху, укрепляли у колодцев, во дворе. Полагали, что души умерших, посещая родные дома, будут прятаться в этой зелени. В комнатах на полу и подоконниках расстила­ли свежую траву (в с. Стыла ее называли харабичен).

В Старом Крыму праздник устраивали на берегу реки Кальчик в местно­сти, называвшейся Белая дача. Магическое сочетание воды и свежей зеле­ни как взаимно связанных природных сил, влияющих, по народным поверь­ям, на плодородие, а следовательно, и на здоровье, и на всяческое благо­получие, выражалось в том, что ритуальную пищу (прибавляя к ней всяческие закуски) поедали, усевшись на земле на берегу реки, зачерпывали воду из особенного водоема, питаемого подземным ключом. Над водой по­мещали икону, в источник бросали монеты, воду хранили дома, прибегая к ней как к лекарству.

У греков популярен день св. Иоанна Крестителя или Ивана Купала (24 июня/7 июля). Праздник был описан В.Х.Кондараки: накануне этого дня молодёжь обязательно купалась в море, реке или озере, а затем прыгала через костёр, выполняя тем самым магический ритуал очищения огнём. После этого в кувшин с водой складывали различные предметы, накрывали его полотенцем, сверху которого клали ножницы, гребешок и замок. Утром вещи вынимали из кувшина с особыми припевками.

В селе Большой Яни­соль (Великая Новоселка) рас­сказывали: как только солнце садилось, женщины и девушки, собираясь компаниями, шли купаться. По возвращении разжигали костры, прыгали через огонь, исполняли национальные хороводные танцы, пели. Эти обряды, напрямую связанные с солярным культом, повторяли обычаи, известные в континентальной и островной Греции, а также в местах древней грeческой колонизации на побережье Малой Азии. Девушки при луне ставили знаки на дереве: обозначали какие-либо почки, а утром приходили посмотреть: зацвели ли они? Участницы игры бросали в кувшин с водой серьги, кольца и другие подобные предметы, оставля­ли кувшин на ночь в укромном месте, утром собирались и под пение вынимали по очереди эти предметы: слова песни, при звуках которой появлялся предмет каждой из участниц игры, воспринимались как пророчества.

В иных местах помнят, что срывали цветок, именуемый Ай-Яни-Чычак. (дословно – «цветок святого Иоанна», возможно – подорожник, намек на мифический цветок папоротника), натирали тело цветком при купании (в с.Каракуба). В других местах (с.Стыла) цветком Иоанна (вугияня) называли пахучую траву с голубыми цветками, которая растет на скалах. Эту траву добавляли в воду при мытье головы: она предохраняла от головной боли.

В Иванов день нельзя было употреблять режущие предметы, чтобы «не отрезать голову св. Иоанна».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38