Примерно до 1930-х гг. , а затме с 60-х гг. устраивались скачки (хучи), победитель в качест
Примерно до 1930-х гг. , а затме с 60-х гг. устраивались скачки (хучи), победитель в качестве приза получал барана. Наезднику и хозяину лошади повязывали через плечо парчовые ленты, на лошадь клали парчовую попону (например, в селе Старый Крым). Это состязание носит характер скорее тюркского мира, нежели древнегреческого.
Национальная борьба курэш широко практикуется не только на панаирах, но и во время других греческих праздников или же просто как развлечение молодежи. Специалисты полагают, что курэш ближе всего подходит к культивировавшимся со времен древних олимпийских игр греко-римской или вольной борьбе. Борцы выходят на ровную площадку, одетые в специальные костюмы, подпоясанные матерчатыми поясами. Задача борца – положить соперника на лопатки. Зрители располагаются широким кругом, со страстным вниманием наблюдая за зрелищем. Сначала выходит молодежь, за ними возрастом постарше и так до самых популярных борцов. Победителем считается тот, кто одолел трех противников. Он получает главный приз. Традиционными призами соревнований были и есть – голова жертвенного быка и живые барашки.
В этот день, как и в дни других праздников, устраиваются народные гуляния, развлечения, разворачивается, разумеется, и торговля всевозможными товарами.
Заканчивается Панаир передачей символического каравая следующему устроителю. «Взять» панаир считалось очень почётной обязанностью. Учредители панаира пользовались большим уважением односельчан. Некоторые из числа самых зажиточных брали на себя эти хлопоты по несколько раз. Священник, обязательно присутствовавший на церемонии передачи права провести Панаир, давал будущему распорядителю пять кусочков хлеба (пендарт).
Другой вид Панаира – семейный. Его организует отдельная семья в честь какого-либо события (например, рождения ребенка), или в надежде на выздоровление больного, или же вследствие полученного «знака» – сновидения, голоса, услышанного во сне, и т. п. Подготовка праздника идет по тем же правилам: намечается жертвенное животное, приводится в порядок дом, сооружается домашний алтарь: стол накрывают парадной скатертью, водружают на него икону святого, которому Панаир посвящается. Пришедшие на праздник зажигают перед иконой свечи и кладут подарки – платки, полотенца, деньги. Здесь действует тот же принцип коллективизма, своеобразной складчины, какая проявляется на свадьбах и при других семейных событиях. Участвует более тесный круг людей – родственники, друзья, соседи. Обязательно готовится мясное блюдо, варится буза. Остальное застолье не отличается от любого званого обеда. После семейного Панаира состязания не происходят.
Третий вид Панаира – женский. На этот специфический праздник собирались женщины в Мариуполе и в селах. Он состоял в богослужении и коллективном угощении. Надо полагать, что название «панаир» к такому собранию применяли просто в значении «праздник, сборище».
Рассматривая Панаир как цельную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, мы можем выделить в нем ядро – основу древних обрядовых действий: жертвоприношение, совместное вкушение жертвенной пищи, состязания. В структуру праздника входят промежуточные элементы, выполняющие роль связующих звеньев: предсказания, молитвы, передача полномочий от одного главного организатора к другому, очищения.
В целом, Панаир был и остаётся праздником греческой духовности, торжества мира, добра, благополучия.
Ю.Иванова. Греки России и Украины,
М.Араджиони. Греки Крыма и Приазовья…
«Сутырос» (Спас). Август – последний летний месяц. Именно в это время старожили в греческих сёлах Приазовья часто повторяют: «Тъапейн кальтерс. Птрейфтын кальтерс.» (Уходит лето. Кончилось лето.)
В народе август называют венцом лета (Стефану с тын кальтери.) И действительно, с начала месяца уже заметны признаки надвигающейся осени: дни становятся короче, ночи – холодными, свежеет вода, учащаются дожди. К этому времени дозревают и убираются хлеба, зреют плоды, заканчивается тяжелая летняя страда.
Издавна август знаменовался тремя древними народными праздниками, объединенными одним названием – Сутырос (Спас).
Спас медовый, или его ещё называют маковый приходится на 14 августа.
К этому числу завершали выкачку мёда. Пчеловодством занимались почти во всех греческих селах Приазовья. «Милыши калатъя» (ульи) держали вблизи садов и виноградников, расположенных далеко в степи. Известно, что этот вид деятельности был популярен в Сартане. «В 1817г. сартанцы имели пчеловодческий завод, который насчитывал 250 ульев» (И.А.Папуш «Сартана. Прошлое и настоящее 1778-2000 гг. ). Славились мастера этого дела. Л.Папуш, С.Д.Папуш, П.К.Корона, И.Н.Богадица, Д.П.Лафазан и многие другие.