В общих принципиальных чертах погребальная обрядность мариупольских греков совпадает с таковой у жит

В общих принципиальных чертах погребальная обрядность мариупольских греков совпадает с таковой у жителей метрополии. В современной сельской жизни в Украине священники не привлекаются столь же активно, как в Греции. В меньшей степени развита символика креста.

В отличие от современного погребального обряда в Греции и от обычаев кавказских греков, на Мариупольщине при оплакивании покойника нет тех длинных заунывных песен, которыми оглашают воздух близкие родственницы или профессиональные плакальщицы.

Многие детали сближают греческую обрядность с восточнославянской. Они заключаются в почтительном отношении к покойникам, в старании облегчить им путь в рай и одновременно в мистическом сознании невидимого присутствия предков (их душ) среди живых, что наглядно выражено в поминальных трапезах, в том числе и непосредственно на могилах.

Ю.Иванова. Греки России и Украины.

«Чубанус» - описание современного обряда празднования Дня чабана

У Приазовских греков наряду с традиционными есть новые праздники, которые берут своё начало с 80-х годов прошлого века.

Один из таких праздников – День чабана, или как его называют мариупольские греки «Чубанус». Вначале праздник организовывали сами для себя чабаны. Он проходил зимой в закрытых помещениях, где чабаны собирались вскладчину. Здесь они делились опытом нелегкой трудовой деятельности, вспоминали интересные случаи, шутили, пели и плясали.

С 2001 года совет Володарского районного общества греков, оценив значение инициативы и роли чабанской профессии, решил организовать этот праздник в начале осени на природе, в условиях, приближенных к естественной среде чабанской жизни. Инициатором и первым организатором проведения этого праздника был председатель Володарского районного общества греков Фёдор Шебаниц, который вместе с соратниками воплотил в жизнь идею местных чабанов.

Профессия чабана – одна из древнейших на земле, она возникла на заре человеческого развития. За это время возникло множество новых профессий, а многие безвозвратно исчезли. И лишь отдельные прошли через века и дошли до наших дней, почти полностью сохранив свою первозданность. К таким немногим относится и профессия чабана.

Известно, что, переселяясь на новые земли, наши деды-прадеды гнали впереди себя небольшие отары овец. Это они сохранили и ещё больше развили в Приазовье овцеводство и сделали эту отрасль в ХХ веке одной из рентабельных. Время выработало определенные требования к этой профессии. Человеку, выбравшему профессию чабана, необходимо обладать теми качествами, какими обладали чабаны с самой глубокой древности: мужеством, выносливостью, неприхотливостью, любовью к природе и животным.

Чабан большую часть времени проводит в степи, причём в любую погоду и чаще всего в одиночестве. Понятно, что нужно иметь незаурядное физическое и нравственное здоровье, чтобы изо дня в день на протяжении десятков лет выдерживать такой режим и образ жизни.

Чабан, который хотел хорошо содержать овец, кочевал с ними с места на место. Отары овец ходили по степи от Малого Янисоля до Мариуполя, Сартаны, Старого Крыма. Отары были большими – до трёх тысяч овец. Ими управляли несколько человек: главный чабан и 2-3 помощника с обученными собаками. Они по очереди готовили обед, ходили за продуктами в ближайшее село, запасались питьевой водой.

В любом греческом селе чабан – всегда уважаемый человек. Эта профессия долгое время была потомственной, переходила от отца к сыну, от старших к младшим. Выбравшему её не хотелось чем-то нарушать традиции, совершать неблаговидный поступок, ибо это означало – запятнать свой род.

С 2001г. День чабана стал традиционным. Этот праздник служит развитию и популяризации овцеводства не только в греческих сёлах, но и в других населенных пунктах Приазовья, способствует тому, чтобы и молодёжи полюбилась и стала близкой профессия чабана. В этот день овцеводы ощущают особое внимание, почёт и уважение к себе со стороны окружающих.

Праздник проходит в первые осенние дни в одном из греческих сёл Приазовья. Для проведения праздника выбирают место у водоема или в другом живописном уголке села. К месту проведения съезжаются чабаны всех возрастов, руководители хозяйства, представители греческих обществ, гости и все желающие.

Участники и зрители размещаются вокруг небольшого костра с имитацией фигуры чабана, стоящего в раздумье у огня, опершись на герлыгу (чабанский посох). Вокруг костра в форме «подковы» постелены овечьи шкуры, кожухи (гуныс). Первый ряд занимают герои праздника. Вся обстановка передает атмосферу степи и чабанской жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38