Описывая сватанье, Э.Хаджинов подчеркивает: накануне этого события в семье девушки собирался совет:

Описывая сватанье, Э.Хаджинов подчеркивает: накануне этого события в семье девушки собирался совет: родители, крестные, другие родственники. Обсуждали, кто знает парня и его семью, что это за люди, какое у них хозяйство, мирно ли живут с соседями, ходят ли в церковь, не драчун ли парень, не пьяница ли?

В архиве Э.Хаджинова сохранены воспоминания старожилов о некоторых греческих календарных традициях и обрядах. В их содержании есть особенности, которые ранее не упоминались в тексте.

К примеру, в Ялте на Рождество хозяйки пекли «Христу псом» (Христов хлеб), который сохраняли до Крещения. В праздничный день священник ходил по дворам, окроплял дома, амбары. Ему подавали хлеб и дополнительно «мерку» зерна. Также в семьях было принято на Рождество выпекать «тертела» (фигурные калачи). Их смазывали бекмезом и разносили по старшим соседям.

На Крещение девушки разносили по соседям сладкую лапшу (с сухой вишней и кишмышем). В эти дни среди девушек было модным гадание. Например: если им по дороге встретится мужчина, значит выйдут к лету замуж. Какое имя у встречного мужчины – такое будет и у будущего мужа. Бросали вверх ботинок: в какую сторону упадет, туда и замуж пойдет.

На Сретенье (встреча зимы с весной), Масленицу (сырную неделю, по-гречески «Смайдъарка») 15 февраля определяли, какими будут весна и лето: если петух с лужи напьется, значит, весна будет затяжной; если в этот день будет «капать» с крыши или пойдет дождь, значит, лето будет дождливое.

На «Смайдъарка» не только не резали, не рубили, не кололи, но и не гладили. Нельзя было. Считалось, что иначе ребенок родится с «красными цветочками» на лице. А цыплята и телята могут родиться калечками.

На масленую (сырную) неделю заготавливали всё мучное и молочное: слоёный чир-чир с сыром, вареники с сыром, блины со сладким творогом и сметаной.

В первую неделю поста (за шесть недель до Пасхи) незамужние девушки собирилась группами по 6-8 человек у кого-то из подруг и готовили «салмайдъа» («бантики»). Сухие салмайдъа пересыпали сахаром, орехами, леденцами. К девчатам приходили парни и устраивали совместные гуляния. Ели салмайдъа, бросали деньги на блюдо в знак благодарности. Салмайдъа посылались также засватанным девушкам.

На середохрестную неделю «Ставру вдъумадъа» (третья неделя поста) пекли из теста крестики, а на 40 святых – «жаворонков».

В некоторых греческих селах устойчивыми были бытовые обряды и суеверия:

- сажу с печных груб «трусили» до начала посевных работ;

- когда начинался посев, хозяйки на сковороде не жарят, чтобы посев «не изжарился»;

- в апреле, когда заканчивалась посевная и мужчины возвращались домой, хозяйки обливали их водой, чтобы летом шли дожди;

- в июне, на преполовение (всегда в среду) - между Пасхой и Троицей – уже можно было жарить на сковороде. Жарили пышки, смазывали бекмезом и разносили по соседям;

- если кто-то из соседей или родственников приносил молоко, то при возвращении посуды (ведро или бутыль) в неё клали хлеб с солью;

- если шли за закваской, клали в кружку соль.

Предлагаемое читателю описание традиций и обычаев греков позволит ярче представить образ жизни предков, умом и сердцем прочувствовать связь поколений. ФГОУ усматривает свой долг в том, чтобы сохранить и приумножить (а что-то и модернизировать) традиции и обычаи и на их основе ещё более консолидировать диаспору, укрепить у её представителей национальное самосознание и дух.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38