Сватовство по-татарски шан, по-румейски аравонис. Сторона жениха и сторона н
Сватовство по-татарски шан, по-румейски аравонис. Сторона жениха и сторона невесты называют друг друга «сваты» (м. р., ед. ч. – худас, мн. ч. – худалих или худалых), наиболее близкие родственники, которые исполняют новые функции в обряде, – баш. худалис (характерное соединение греческих и тюркских корней). Сватовство и в середине XX в. в греческих селах Приазовья проходило именно так, как описано в сартанской свадьбе. Наши собеседники, родившиеся в первые десятилетия XX в. и помнящие свадьбы 1920-х гг. , не припоминали ни одного случая насильственной выдачи замуж девушки против ее воли. Правда, бывали случаи бегства девушки в дом своего избранника, после такого акта сопротивление родителей оказывалось сломленным, свадьба игралась по всем правилам, хотя, согласно общественному мнению, родители могли забрать дочь силой.
Надо иметь в виду, что до Первой мировой войны кругозор сельской молодежи был ограниченным, она воспитывалась в традициях строгого подчинения родительской воле: 18-20-летний парень не смел являться домой поздно, а именно – после захода солнца и возвращения стада. Девушки воспитывались еще строже.
Наблюдаются некоторые варианты при обмене дарами. Например, в Старом Керменчике было принято подносить кольца: жених – невесте, а она – жениху, положив их на парадные вышитые полотенца (они остаются у каждого из них как памятные подарки). Знак совершившегося сватовства – шелковый платок, который вывешивают за окно (села Стыла, Карань).
Существенна была проблема приданого (прика). К набору вещей, перечисленных при описании сартанской свадьбы, добавлялась обычно живность: отец выделял в качестве приданого телку, овцу, а ныне почти обязательна мебель, предпочтительно – гарнитур. Одна характернейшая деталь требует специального объяснения: в традиционный набор вещей включалась перевязь для укрепления кудели на прялке лухард (название зафиксировано в с.Стыла) или лухарт. Прялка как символ женского начала фигурировала в составе приданого у многих народов Средиземноморья. Та, которую везли на открытой подводе (позже на грузовике) «всем на поглядение» по улицам приазовских сел, была хорошо выточена на токарном станке, крашеная, а перевязь на кудели сшита из бархата, украшена вышивкой. Сейчас, когда сельчанки не прядут нити и не ткут материю, перевязи не только не фигурируют в приданом, но, по всей вероятности, и неизвестны современным женщинам, разве что в краеведческих музеях они могут увидеть прекрасно выполненные образцы – символы женского труда.
Накануне свадьбы очень важен девичник в доме невесты. Собравшиеся к ней подружки окрашивали ее волосы хной, а в старину также и ладони, ногти. Затем следовало омовение невесты в доме ее крестной матери. Специалисты обоснованно относят обычай окрашивания волос и ладоней к османским влияниям; уместно заметить, что такой же обычай имеется в обрядности балканских греков – в северных районах страны, где влияние османской культуры было значительнее.
Традиционная свадьба (дигун, дугун) длится несколько дней. Раньше не принято было венчаться в субботу (поминальный день), понедельник и среда считались тяжелыми днями, оставалось выбирать между вторником, четвергом и пятницей, но зачастую, как и в Сартане, выбирали воскресенье. Ныне с такими приметами мало считаются, иногда главный пир устраивают именно в субботу с тем, чтобы не тратить на праздник рабочие дни, или же приурочивают к государственным праздникам, общим выходным дням.
Автор описания сартанской свадьбы упоминает старинный порядок, согласно которому жених с сопровождающими его лицами и невеста со своей свитой порознь прибывали в церковь, после венчания также порознь отправлялись в родительский дом молодого. Такой порядок представляется компромиссом между древним, известным у многих европейских народов обычаем, по которому молодые возвращались после венчания каждый в свой дом, а затем совершался главный ритуал – молодой муж приезжал за женой в дом ее родителей и перевозил ее к себе (в специальной литературе такой порядок называется «двухчастной свадьбой»), и современным, когда жених приезжает за невестой и они вместе направляются в церковь, а оттуда в дом его родителей (так называемая «круговая свадьба»).
Порядок прохождения свадебного поезда ныне нарушен или же усложнен, так как включает регистрацию брака в государственном учреждении (ЗАГСе, сельсовете), до недавних пор из него исключалось церковное венчание (или же оно совершалось позже, в ближайшем городе из-за отсутствия церквей в селах), а ныне, когда оно снова входит в быт, не всегда выполняется в день свадьбы. В некоторых вариантах брачующиеся посещали сельсовет загодя, например, накануне свадьбы (в праздничных, но отнюдь не в ритуальных одеждах), сопровождаемые группой молодежи из числа близких друзей. В таком варианте (как в «двухчастной свадьбе») главным ритуалом всего обряда становился переход (перевоз) невесты в ее новое жилище и торжественный ввод в него. В других случаях регистрация в сельсовете или в Доме культуры происходила как раз в том пункте свадебного пути, где по прежним порядкам полагалось посещать церковь, и тогда именно эта регистрация становилась центральным моментом всего цикла.