В с.Раздольное (Каракуба) (в описании Н.Заходенко, В.Дягло) Старобешевского района и во мног

В с.Раздольное (Каракуба) (в описании Н.Заходенко, В.Дягло) Старобешевского района и во многих греческих селах Приазовья за день до праздника в доме, где намечался Панаир, собирались женщины, чтобы помочь хозяйке приготовить обед к празднику. Чаще всего столы накрывали прямо во дворе, под открытым небом. На Панаир специально никого не приглашали. Двери дома были открыты для всех. Всегда считалось, чем больше будет у хозяина гостей, тем больше здоровья и достатка принесут они в дом. Смотрите строительство каркасных домов под ключ цена у нас.

Все собравшиеся не могли поместиться сразу за столы (за один заход) – по-гречески это - «катуна». Те, кто не смог быть на Панаире, спрашивали: «– Поса катуня итан с ту аю?» «– Экс катуня.» «О-о! Алях пулы козмус итан!» (Г. Анимица, п.Володарское).

Священник обязательно в этот день приходил во двор хозяина Панаира, благославлял хозяев, освящал дом и весь двор. Старые люди говорили, что после освящения дома, наседки (клоксыс) во дворе не выводились, постоянно был приплод домашней птицы, до самой осени. Вся еда тоже обязательно освящалась священником прямо в казанах. Существуют поверья, что если принести больному хоть кусочек пищи с праздничного стола, он исцелится от своих недугов.

Вера в могущество Святого проявлялась в свое время не только в празд­ник, но и в повседневной жизни. Осознание того, что Святой является покровителем села и лично человека, не покидало верующих людей в жизненных ситуациях. Это чувство подкреплялось еженедельным посещением церкви и обращением за благословением к Богу в течение дня.

Храмовый праздник происходил весной, летом или осенью, по­этому основное действо протекало под открытым небом. С раннего утра на­чинались предпраздничные хлопоты: закалывали приготовленный для заклания скот (кроме бычков еще и баранов), вытаскивали из сараев большие медные лу­женые котлы (это было общественное имущество), раскладывали под ними костры и варили мясо в котлах, а затем на мясном бульоне – пшенную ка­шу. Всем этим занимались мужчины, женщины только помогали. Старики считали для себя богоугодным делом помочь молодым правильно выполнять все необходимые дела. Для общества было важно, чтобы Панаир про­ходил ежегодно и по всем правилам: верили, что этим обеспечивается благодать всем односельчанам.

Время совершения жертвоприношения в Древней Греции было строго установлено: утром – жертва небесным богам, вечером – подземным. Ес­тественно, что на Панаире жертву приносят рано утром. До восхода солнца следует заклать главное животное, остальных можно попозже, однако к по­лудню вся пища должна быть приготовлена. Православная церковь не признает кровавой жертвы, поэтому заклание совершали в стороне в малохоженых местах или на подворье хозяина панаира.

Архаическую основу имеет и традиция возвращать хозяину жертвен­ного животного переднюю лопатку: по ней гадали, предсказывали судьбу. Есть мнение, что этот способ гадания присущ азиатским народам (антич­ные греки гадали по внутренностям животного); так или иначе, сегодня он на Балканах известен широко, в том числе и среди греков.

К глубокой дохристианской древности относится и обычай помечать присутствующих на панаире кровью жертвенных животных, употреблять ее внутрь в качестве лечебного средства, бережно относиться к костям и шкуре жертвенного животного. Первоначальный сакральный смысл этих действий утерян современными людьми, но какие-то отголоски понимания особого значения костей закланного животного сохранились: их тщатель­но закапывали, объясняя, что животное это священно, а «по священному грех топтаться».

Кроме мяса важнейшим компонентом обряда был хлеб. Тот, кто нес ос­новные расходы, – «хозяин панаира», – еще накануне приносил в церковь для благословения свежевыпеченные хлебные караваи, на них чертили кресты. После трапезы священник брал один из освященных хлебов и пере­давал его следующему хозяину панаира, который должен был организовать праздник на будущий год. В более позднее время, когда сельские церкви были закрыты, хозяин панаира сам передавал этот символический каравай своему преемнику. В ритуальных действиях с караваем отразились обычаи древних земледельческих народов, к которым принадлежали предки современных греков (не случайно хлеб занимает важ­ное место в свадебной обрядности греков). В фольклоре мариупольских греков име­ются притчи назидательного характера о карах со стороны сверхъестественных сил, которые обрушивались на людей, непоч­тительно обращавшихся с хлебом. Итак, мясо и хлеб – это символы хозяйствен­ной деятельности мариупольских греков. Внешняя, вещественная форма покло­нения божественным силам сочеталась со словесной, внутренней: в прежние времена в храме шло богослужение, по­ка во дворе храма приготовлялись к пиру, по окончании службы священник благословлял пищу. После закрытия церквей в 30-х годах обходились без освящения, а ныне священника приглашают в дом, где проходит Панаир.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38