Глубокие корни и у традиции готовить праздничную пищу для панаира на открытом огне. Огонь в древнейш

Глубокие корни и у традиции готовить праздничную пищу для панаира на открытом огне. Огонь в древнейшие времена воспринимался как посред­ник между людьми и божеством. Прежняя смысловая нагрузка при использовании открытого огня в настоящее время, естественно, не имеет места, но следование старинному приему считается обязательным, кроме того, такой способ рационален при приготовлении большого количества пищи. В отличие от жертвоприношения древних греков, жаривших мясо, запах которого возносился к небожителям, приазовские греки мясо только варят и подают на стол большими кусками. Хмельной напиток – буза – традиционный для кочевых народов, сменил обычное для древних греков вино.

Совместная трапеза и ныне, как в древнейшие времена, является приоб­щением людей к божеству через поедание жертвенного мяса и одновремен­но объединением коллектива. Традиция общей трапезы проявляется и в других жизненных случаях: когда в каком-либо доме пекут хлеб, часть его посылают родным и соседям, поминальную кутью (коливо) раздают (а в про­шлом посылали в церковь для раздачи прихожанам), навещая роженицу, друзья и соседи приносят ей в дом полный обед. Снедь, приготовленную для панаира, как и любую жертвенную пищу, нельзя забирать домой: она должна быть съедена или роздана людям, отправлена больным, которые не мог­ли присутствовать лично, и т. п. (греки считают большим грехом со стороны устроителей панаира оставлять часть пищи для себя).

На общем застолье все равны, нет ни хозяев, ни гостей, угощение распределяется между всеми поровну. С этого момента включаются в сель­ский коллектив и посторонние, оказавшиеся в этот день на территории дан­ного коллектива, в этом правиле просматривается действие одного из древ­нейших общественных институтов – института гостеприимства.

В старину столы для совместного пирования, как правило, устраивали внутри цер­ковной ограды или на другом просторном месте. Сооружали их по-разному. В Сартане, например, выстраивали высокие и длинные дощатые столы в чьем-нибудь обширном дворе (соблюдали при этом очередность). Прямо на доски клали куски мяса (их брали руками) и горки каши (ее ели деревян­ными ложками). Ели стоя, быстро и деловито, чтобы поскорее освободить место для следующей партии сотрапезников. В других селах вдоль столов устанавливали скамейки (то и другое из грубо сколоченных досок, пригодное для одного раза). В Ста­ром Керменчике, к примеру, вдоль ровной полосы земли, на которой как на столе рас­ставляли снедь, выкапывали ровики, куда людям, сидящим на земле, удобно было опустить ноги и принять позу, привычную при сидении за высоким столом.

Размещение обедающих было таковым, что мужчины и женщины си­дели отдельно – за разными столами или на разных концах большого сто­ла; такой же порядок соблюдался на свадьбах и других больших застольях.

В наши дни внешнее оформление престольного праздника значительно изменилось: и порядок раздельной еды иной, и набор праздничных блюд значительно увеличен. Женщины приносят большое количест­во кур, варят их или запекают, добавляют различную другую снедь. В при­морском селе Ялта на столы подаётся запеченная в печах рыба, готовится халва (смесь жареной муки с арбузной патокой – бекмез), вы­пекаются слоеные калачи из 12 листов теста, варится компот. Ныне столы изобилуют обычными угощениями: в дополнение к пшенной каше варят рис, макароны, подают овощи, другие закуски, как и при всех прочих праздничных встречах, на столах появляются крепкие напитки. Традиционный обряд превращается из священнодействия в повод общения с родственниками, друзьями – людьми одной национальности и культуры.

Панаир сохранил еще одно свойство из числа тех, которые для древних празднеств считались обязательными, – физическую чистоту. Она была с древности обязательным условием благочестия и остается таковой (омове­ние, надевание чистой одежды в самые ответственные моменты жизни, окропление водой). В дни годовых праздников и других важных событий в домах наводили чистоту, окуривали комнаты ладаном, наполняли запахом ароматных трав и т.д. При проведении Панаира наводили порядок на улицах, во дворах, зажигали лампады перед иконами, надевали чистую праздничную одежду. Все это соответствует сегодня нормам праздничного этикета.

Существенной частью празднества были состязания в силе и ловкости. Например, воловья упряжка тащила в гору тяжелый воз. Главные состяза­ния на Панаире – борьба и скачки. Физическая красота, сила и ловкость казались грекам божест­венными дарами, и поэтому упражнения, которые выявляли эти дары, пред­ставлялись одним из лучших способов выражения почтения божеству.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38