Программа праздника насыщена и разнообразна. Она включает ряд конкурсов, в ходе которых определяют л
Программа праздника насыщена и разнообразна. Она включает ряд конкурсов, в ходе которых определяют лучшего чабана года.
В Володарском районе (селах Малоянисоль, Кременевка, Тополиное и др.) основными из них являются:
- разделывание овечьих туш;
- приготовление сюрпы;
- определение по вкусу мяса (с завязанными глазами);
- узнавание меток, используемых чабанами в отарах;
- поимка овцы из отары и описание её характеристики;
- определение названия травы по запаху (с завязанными
глазами);
- разжигание костра (кто быстрее и правильнее);
- выставка собак, показательные выступления чабан
ских собак.
Конкурсная программа чередуется с концертными номерами лучших греческих художественных коллективов, которые съезжаются на праздник со всей области. Прославленным чабанам-ветеранам предоставляют право судить конкурсы, определить лучшего чабана и вручить призы от устроителей. Как правило, эту миссию выполняет Федерация греческих обществ Украины, которая всемерно содействует и участвует в проведении Дня чабана.
В этот же день организаторы, советуясь с руководителями хозяйств и чабанами, объявляют район и село, где будет проходить следующий народный праздник. Символом – эстафетой приема праздника является гирлыга (иоргах), её передают руководителю хозяйства, где будет проходить очередной праздник.
В день праздника все желающие могут сфотографироваться с чабанами на фоне отары овец и др. Гостям предлагают покататься верхом на лошадях, а также принять участие в различных конкурсах.
В заключение праздника всех участников и гостей приглашают к столу отведать приготовленные чабанами мясо и сюрпу. Играют музыканты, поют и танцуют гости. Все довольны, воодушевлены. Чабаны испытывают гордость за себя и свою профессию.
Звучит греческий прощальный тост: «Ола кала, ки панда какла!» - «Всё хорошо, всегда хорошо!»
Хочется верить в то, что греки в XXI веке не только сохранят национальные праздники, а дадут жизнь и новым, ибо родник народной творчести неисчерпаем.
Т.Богадица, старший научный сотрудник
музея этнографии греков Приазовья, п.Сартана;
Л.Папуш, зав.отделом культуры Володарского
районного общества греков
Для полноты картины заслуживают внимания некоторые особенности обычаев и обрядов в с.Ялта и др. селах Приазовья, записанные в своё время одним из первых исследователей греческого фольклора, известным этнографом-патриотом Эдуардом Хаджиновым, которые любезно предоставила организаторам проекта продолжатель и популяризатор его дела – жена Олимпиада Кузьминична Хаджинова.
В архиве Э.Хаджинова много записей, характеризующих менталитет, поведение, быт, культуру греков, присущее им почитание старших, традиций предков.
Он отмечал, что в большие праздники: Рождество, Крещение, Дни Святых – греки всех возрастов обычно выходили на площадь как на смотр. Здесь они с радостью встречали знакомых, делились новостями, присматривали суженых. На площади строго соблюдался порядок: женщины и девушки стояли обязательно отдельно от мужчин и парней. В старину постоять на сельской площади было единственным развлечением в выходной (праздничный) день.
Интересно и то, что ко всем большим праздникам будущая свекровь должна была дарить засватанной девушке подарки, предварительно узнав, что ей необходимо. Дарили не только одежду или обувь, но и сладости: пироги, калачи, конфеты, пряники.
Мужчины в зимние вечера забавлялись тем, что собирались по 7-10 человек поочередно в доме одного из них и, сидя на полу, вели разговоры о хозяйстве: кто корову продал, кто коня купил и т.д., а потом приходил черед сказкам. Многие греки верили в реальность сказочных образов. У парней было принято с вечера ходить по улицам, заглядывать в светящиеся окна, где собирались девушки. Вместе они шутили, поддразнивали друг друга, смеялись. Потом переходили к следующему дому. И так до 10 часов вечера. Потом по селу совершали обход десятские: нарушителей порядка вели в управу.
Э.Хаджинов описал характерный пример наказания хулиганов, избивших парня, который шел проведать свою невесту в другой конец Сартаны. В сельуправлении староста собрал стариков села, пострадавшую сторону, виновных и их отцов. По требованию старосты виновные стали на колени и так выслушивали расследование. Родственник пострадавшего хотел подать иск в суд. Но старики рассудили иначе: вместо тюрьмы всыпали нарушителям по 10 розг и посадили под арест на 15 суток на хлеб и на воду. Таковы были сельские нравы и обычаи.