По данным Н.Чапни, в селах Малоянисоль, Чермалык и др. во время обряда «омовения» («лусму»)

По данным Н.Чапни, в селах Малоянисоль, Чермалык и др. во время обряда «омовения» («лусму») мать мужа «питъэра» накрывала стол, угощала женщин, пришедших проведать роженицу с новорожденным, и устраивала бега (хучу, хучи) среди гостей. Победительнице учреждался приз: в старину – шелковый платок, в современный период – бутылка шампанского с коробкой конфет и др.

Как и везде в православном мире, у греков было принято отмечать именины (а не день рождения – праздник, возникший после отмены церковно­го календаря). В этом ритуале ясно прослеживаются общинные порядки: день святого чествовала община-приход сообща. По древней греческой традиции сутки наступают с заходом солнца, поэтому праздник начинается в навечерье. Именинник приносил в церковь несколько хлебных караваев. Священник благословлял их, верхний отдавал имениннику для домашней трапезы, а остальные, разломав на куски, раздавал после службы. Таким образом, все приобщались к коллективной трапезе. В некоторых селах род­ственники и друзья подходили к имениннику с зажженными свечами в ру­ках, поздравляли его, он брал их свечи и ставил перед иконой своего небес­ного покровителя. На следующий день священник в доме именинника свя­тил воду и служил молебен.

Со временем празднование именин сменилось, как и повсеместно, тор­жеством в день рождения.

Ю.Иванова. Греки России и Украины.

Обряд празднования рождения ребенка в семье греков-урумов: «Бешик-Той». Рождение ребенка в семье греков-урумов – значимый праздник.

В доме идет подготовка к приему младенца и матери. Заносится люлька для малыша, укладывается постелька, расставляются первые игрушки, купленные дедушкой и бабушкой.

Появляются молодые родители. Как положено, ребенка в дом заносит молодой отец. Родители поздравляют молодых. Любуются младенцем. Бабушка укладывает ребенка в люльку, звучит колыбельная.

Со дня появления ребенка в дом приходят старейшие рода и поздравляют родителей и новорожденных, приносят бохчу (подарки: пеленки, распашонки, игрушки). Гостей угощают, идет разговор о подготовке и дате проведения праздника «Бешик-Той» (свадьбы люльки), который проводится по случаю рождения ребенка по истечении сорока дней со дня рождения.

Пришел день праздника. Появляются гости, пришедшие на Бешик-Той. Гостей встречают молодые родители, гости подходят к молодым и вручают подарки.

В центре праздничного стола усаживают молодых родителей, как жениха и невесту. Звучат поздравления, песни, танцы. Идет празднование появления на свет нового члены семьи. М.Конжукова, С.Мурза - п.Мангуш

Рождение ребенка в селе греков-румеев. Что может быть прекраснее рождения ребёнка – новой жизни на земле, продолжателя рода, хранителя языка, культуры, традиций своего народа?

Семьи греков Приазовья, в том числе и села Урзуф, были всегда очень большими, многодетными. Сыновья воспитывались строго, с раннего детства работая на подворье, в поле. Девочки же были украшением семьи, росли помощницами мамам, бабушкам. Росли и цвели на радость близким, постигая науку ведения хозяйства и рукоделия.

Каждому родившемуся ребёнку вся семья была рада, поэтому и делились своей радостью с родственниками, соседями. И ровно через 40 дней после рождения ребёнка созывали гостей на смотрины (спанаизь трапезь – по-румейски).

Рожали матери кто дома, кто в больнице. Свекровь готовила ребёнку пелёнки, рубашечки, колыбель, постельные принадлежности. Невестку одаривали тоже: платок, халат, бельё. В более богатых семьях дарили золотые украшения, иногда даже старинные, переходящие из поколения в поколение.

Считалась, что роженица находится между жизнью и смертью 40 дней, поэтому её освобождали от всякого труда, берегли и лелеяли, чтобы она окрепла и набралась сил.

С давних времён по сей день существует поверье, что в это время и ребёнка показывать никому нельзя, как и родившую его мать – берегли от дурного глаза.

Крестили дитя в разное время, кто в течение 40 дней, кто в течение года, а кто и в год. В советское время, в 20-30-е годы, священника приглашали на дом совершить обряд крещения. Когда же церковь закрыли, обряд крещения выполняло старшее поколение в семье.

По старому обычаю в греческих семьях первых детей называли именами родителей мужа, затем именами родителей жены, а также именами уважаемых родственников и святых, в день которых родился ребёнок. Этот обычай сохранился и по сей день.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38