Празднества второго дня традиционны для греческой свадьбы. Устраивают различные состязания: бег или
Празднества второго дня традиционны для греческой свадьбы. Устраивают различные состязания: бег или забавные соревнования — кто скорее съест арбуз, блинчики со сметаной и т.п. Подобные шуточные состязания ныне заменили настоящие, где можно было показать силу и удаль (пережитки так называемой «борьбы за невесту», известной нам из фольклорных текстов, согласно которым невеста доставалась самому сильному и храброму). Например, в Новой Каракубе (Красная Поляна) вспоминают, что свадебное веселье сопровождалось скачками, победители которых получали специальную сдобную выпечку. арбузный мед
Очевидно, заимствованным элементом надо признать шутливые проделки с новоиспеченной свекровью: ее катают на тачке, если она не догадается вовремя откупиться от забавников водкой.
Столь же игровой оттенок приобретает ныне мытье ног: невестка мыла ноги свекру (иногда и свекрови) или же голову, а шутники в это время набрасывали в таз всякой грязи – получалась общая забава. Полагают, что такое действо – символ покорности и особого уважения перед старшим мужчиной со стороны молодой женщины. Однако это может быть и выполнение обычных будничных обязанностей вроде подметания пола, которое совершает невестка на второй день свадьбы: в старом быту было принято, чтобы жена, невестка, дочь мыли ноги и голову мужу, отцу, свекру. В данном случае в виде забавы пародировались будущие обязанности невестки.
На второй день свадьбы в доме молодоженов появляются ряженые (джамаля), которые пародируют свадебный обряд, причем обязателен травестизм – переодевание с переменой пола, что по всей вероятности связано с мотивами эротизма, на фоне которого разворачивалось все праздничное действо. Так как ныне сценарий свадьбы в значительной степени неполон и сильно варьируется в зависимости от того, как и что помнится его участникам, ряженые могут появиться и в первый же день, потешая собравшихся шутками, порой доходящими до непристойности — в зависимости от фантазии и внутренней культуры исполнителей. К группе, разыгрывающей пародийную свадьбу, присоединяются другие маски, среди них наиболее популярны «цыгане», они танцуют, «гадают», «воруют», вымогают деньги. В этом пункте цикла праздничная сторона решительно превалирует над обрядовой. Безудержное общее веселье затопляет улицы, кварталы, свобода общения, замешанная на эротике, придает ему особый оттенок.
Утром второго дня родственницы (сестра, тетка) приносили вместе с «завтраком матери» часть приданого (джиэз), в основном одежду молодой, а мебель и прочие предметы привозили несколько позже (в разных селах устанавливался свой порядок).
На второй или третий день «провожают» кума: с музыкой и шумом большая группа (иногда в нее включались молодые, но не везде) вела его домой, а он обязан был угостить провожавших. Так заканчивался свадебный цикл.
Послесвадебный цикл включал первый выход молодой по воду, первое посещение молодоженами церкви и другие обряды. Обязательный элемент этого цикла – посещение родителей молодой. Согласно балканской традиции новоиспеченная чета отправлялась к ним на восьмой день (ныне могут договориться и о другом сроке – судя по обстоятельствам). День называется охто (на местном наречии хто), что значит по-гречески «восемь». Иногда шли к сватам в сопровождении музыкантов, устраивали большое угощение, подчас это был обмен визитами, в других вариантах ограничивались небольшой компанией, однако посещение это входило в обязательный репертуар цикла.
Современная свадьба примечательна тем, что ее участники стараются выполнить максимум традиционных действий при сокращении временного протяжения всего обряда.
Самостоятельного рассмотрения заслуживает песенная и танцевальная свадебная обрядность: специальные песни (которые вне свадебного обряда не исполняются) сопровождают весь этот сложный спектакль. Как правило, они повествуют о сущности каждой из составляющих обряд церемоний, другими словами, их стиль – эпический. Их содержание, так же как и смысл упоминаемых в них обрядов, ныне не всегда понятны исполнителям. Например, не могут ныне объяснить, почему в старину невесте накануне свадьбы приносили петуха (песня, сопровождавшая это действо, сохранилась и исполняется). Между тем петух как символ плодородия (эквивалент – курица, утка) фигурирует в свадебной обрядности в балканской Греции, у балканских мигрантов в Украине (например, у албанцев), а также в славянской традиции.