Кроме посиделок, бывали и другие случаи для знакомства сельской молодёжи. Долгие зимние вечера и мол
Кроме посиделок, бывали и другие случаи для знакомства сельской молодёжи. Долгие зимние вечера и молодые, и пожилые коротали в доме какого-нибудь известного сказителя, приходили послушать сказку, песни, побасенки, были и небылицы. В тёплое время года сходились на общесельские праздники, на гулянье. В дни Пасхи и других церковных праздников молодёжь каталась на каруселях, качалась на качелях. Сюда приходили и отцы и матери семейства, чтобы присмотреть невестку или зятя в семью, сюда же являлись и профессиональные свахи.
На посиделках и гуляньях завязывались знакомства, взаимная склонность могла закончиться счастливым браком, однако молодые люди не могли вступать в брак без согласия родителей. Родители же могли высватать невесту и без ведома сына. Мнение девушки часто вообще не спрашивали, она не смела сказать «не хочу, не пойду». Отец или старший брат мог её избить и выдать за того, за кого хотел.
Бывали случаи, когда сватали несовершеннолетних: два закадычных друга решали поженить своих детей, такое решение было крепким, как клятва, его нарушение считалось оскорблением обычаев.
Парень был более самостоятелен: он с согласия родителей сообщал о своём намерении жениться девушке и её родителям. Если семья девушки признавала семью юноши достойной уважения (принимались во внимание хозяйственность, набожность, соседские мнения), они давали знать родителям парня, что готовы принять сватов.
Сват (худас) – пожилой мужчина, родственник или близкий друг семьи жениха (обычно сватов было двое или трое). Мать жениха передавала с ними подарок для невесты – смадъ: два серебряных рубля, скрепленных воском, как символ того, что молодые всю жизнь должны быть вместе. Родители невесты и виду не подавали, что знают о причине прихода гостей, спрашивали: «Зачем пожаловали в такой поздний час издалека, не заблудились ли?» Потом начинались расспросы о здоровье, о погоде, о посеве и т.д. Сваты отвечали: «Мы слышали, что вы продаете коня или корову, а мы можем помочь». Или говорили, что надеются получить здесь розу. Так загадками, иносказаниями велись разговоры. Затем сваты начинали перечислять достоинства жениха, характеризовать его благосостояние. Если родители девушки решали отказать претенденту, они ставили на стол вместо угощения тарелку с орехами и клали вилку (дескать, получишь невесту тогда, когда возьмешь орех вилкой). Если же они были согласны выдать дочь замуж, они тем не менее отвечали уклончиво, заявляли, что им надо ещё подумать, посоветоваться. Считалось неприличным давать согласие тотчас же. В конце концов родители девушки приглашали своих сватов. Те расхваливали невесту: и красавица, и работница, и рукодельница.
Когда приходили к обоюдному согласию, сваты выкладывали свои подарки на стол. Мать невесты зажигала лампаду, все становились перед иконами на колени. Помолившись, сваты разворачивали свои подарки. Невеста в это время сидела в другой комнате или на печи. Мать подзывала свою дочь, чтобы та взяла подарок. Бывало, девушка стеснялась, не хотела выходить из своего укрытия, тогда подарок принимала ее мать. Принять сватовство, дать согласие выражалось формулой пиран ту смадъ («приняли подарок»), отказ – формулой ирсан ту смадъ («вернули подарок»).
Начинались поздравления. Хозяйка накрывала на стол. Сваты выставляли свое угощение. Первый тост произносил отец девушки, следующий – родные жениха. Они уже начинали называть друг друга худалых («сватами»). Договаривались, когда придут родители жениха на «большое сватовство» (сговор, обручение) – мегола аравонис.
Когда все собирались в доме невесты на большое сватовство, ее мать выкладывала на стол подарки для жениха: золотое кольцо, шелковую рубашку, батистовый носовой платок с вышитыми инициалами. Мать жениха предъявляла свои подношения: шелковый платок для невесты, золотое кольцо, крестик. Обменявшись дарами, усаживались за стол, приглашали и жениха с его дружками. Мужчины садились за один стол, женщины за другой. Старались подать богатое угощение: блюда из баранины, индюшатины, курятины, горячие и холодные закуски, плов, каймак, свежий творог со сметаной. Приглашали музыкантов, которые играли на скрипке и кларнете. После пирования танцевали национальные танцы – «ярем-ава», «буг-данку», «хоро».
Большое сватовство называлось еще и тъа цакосум халац («будем ломать калач»). Большой плетеный калач, испеченный матерью жениха, брали в руки брат невесты и брат жениха, и каждый тянул к себе, стараясь ухватить побольше: считалось, что превосходство в семейной жизни будет на стороне того супруга, кому достался больший кусок калача. Если калач разламывался на равные части, это воспринималось как знак полного будущего согласия. Оба куска калача клали на стол, макали в мед и угощали присутствовавших. В старину во время сговора невеста не являлась к сватам. К концу XIX в. и в начале XX в. обычай несколько изменился: невеста выходила, целовала руки родственникам жениха, но все это проделывала молча.