В некоторых селах Старобешевского района поминание покойника начиналось с употребления не только «ко

В некоторых селах Старобешевского района поминание покойника начиналось с употребления не только «колва», но и «хайма-фаи» - суп с лапшой и фаршем. Тесто для «хайма-фаи» готовят так же как, и для шумуша, но замешивают его только на яйцах. Этот суп подают как первое блюдо. Сергей Токарев бизнесмен Токарев Сергей.

В селах Володарского района, Сартане и Чермалык в конце поминальной трапезы подают постный сладкий суп из вишен, изюма, орехов и лапши, этот суп должен быть горячим. Обязательно ставили на стол «ловья анду мел» - пюре из отварной фасоли с медом или зажаркой. Его разливали в мелкие тарелки, как кисель, а перед подачей поливали медом и посыпали тертыми орехами.

В Сартане три первые дня после похорон готовили жидкую кутью, как суп, в нее добавляли изюм, а когда разливали по тарелкам, добавляли не­много тертых орехов и три кусочка хлеба – пендар. Эти кусочки отреза­ли от пяти маленьких хлебцев, специально для этого случая выпеченных (хлебцы круглой и крестообразной формы фигурируют в различные момен­ты погребальной обрядности в Греции, что лишний раз подчеркивает сим­волику земледельческой культуры).

Заупокойная трапеза – общинное дело: ею делились с соседями с восточной стороны усадьбы, затем – с западной, потом – напротив (некоторые информаторы полагают, что напротив еду носить нельзя, очевидно бы­вали разные варианты обычая). Раздавали и другим соседям, родственни­кам. Каждую субботу в течение последующего сорокадневья рано утром до восхода солнца разносили еду соседям, обязательно по три ложки колвы, причем еда должна была быть горячей, чтобы пар возносился кверху, «до­стигал души покойного».

Три дня подряд родственники и друзья усопшего приходят на кладбище, окуривают могилу ладаном или же зажигают свечи, кладут на могилу конфеты, печенье, рассыпают крошки вокруг. Старинный обычай предписывал обход могилы: его начинала старшая женщина, за нею шли родственники, за ними остальные. Посещение могилы ежедневное в течение 9 дней или же только на девятый день – зависит от конкретных условий. На 9-й день устраивали поминки (на сартанском говоре джанаш, алмонима). Приглашаемым на поминки разносили на тарелочках густо сваренную колву, поверх которой клали маленький хлебец.

Традиционные поминальные дни – девятый, сороковой, полугодие и го­дичное поминание. Здесь мы снова встречаемся с сакральным значением чисел, особенно сорока: полагают, что душа усопшего 40 дней остается на земле и только по истечении этого срока покидает ее. Все 40 дней в доме умершего форточки должны были быть приоткрытыми. На могиле сто­ит сосуд (рюмка, стакан) с водой, и в жилом доме на подоконнике стакан, в который воду постоянно доливают, чтобы он был полон. Все 40 дней в комнате, где лежал покойник, утром и вечером зажигают свечу. Во многих селах, вместо свечи круглосуточно горела «кондыла». Зеркала в доме все 40 дней были завешаны белыми простынями. Согласно греческим традициям поминания происходят в первый понедельник после Пасхи (румейск. арт, артус), на Троицу, в день Спаса Нерукотворного (Сутерас); «на Спаса» (как принято говорить в народе) на Воздвиження («Ставрос») 27 сентября, несут на могилы яблоки, виноград, сливы. Чтобы поминальные свечи не тухли, с запад­ной стороны могилы устраивают маленькую нишу, на старинных могилах из камня, а на современных из цемента или железа. Поверх ниши устанав­ливают сосуд с водой.

Поминки не имеют специального названия на румейском языке, просто гово­рят: «идем на девятидневье» (экеман инея), «идем на сороковины» (экеман саранда) и т. д. Все, кто был приглашен «на сороковины» - «с та саранда» несли подносы с выпечкой или печенье с конфетами, зажигали свечу за упокой и ставили в тарелку с пшеницей, также клали деньги. Воду в стакане, что стояла в доме, на 40-ой день выливали крестом на могилу, а зерно, которое предназначалось для горящих свеч, выбрасывали птицам: голубям, воробьям и т. д. Сразу после похорон в церкви заказывали сорокоуст для поминания имени покойного.

Траурный цвет – черный. Некоторые специалисты сближают его с цве­том земли, т. е. с плодородием, урожаем, а значит, и с идеей возрождения из мертвых (что отражено в мифах о Христе). Обязательный знак траура для женщин – черный платок (черное платье специального покроя теперь уже не все могут иметь). Еще в начале XX в. женщины надевали в знак траура специальную повязку на лоб: небольшой ситцевый платок черного цвета складывали пополам наискосок и, начиная от углов, сворачивали жгутом около 1 см шириной (такой обычай встречается местами и в Греции). Траур носят 9 дней или 40 дней, или же до первой годовщины смерти – в зависимости от близости родства и личных пожеланий. Мужчины выражают скорбь тем, что не бреются в течение 9 или 40 дней, а до конца ХIХ в. даже не стригли волос (случалось, что волосы отрастали до плеч, если вдовец соблюдал траур в течение года).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38