В некоторых селах Старобешевского района поминание покойника начиналось с употребления не только «ко
В некоторых селах Старобешевского района поминание покойника начиналось с употребления не только «колва», но и «хайма-фаи» - суп с лапшой и фаршем. Тесто для «хайма-фаи» готовят так же как, и для шумуша, но замешивают его только на яйцах. Этот суп подают как первое блюдо.
В селах Володарского района, Сартане и Чермалык в конце поминальной трапезы подают постный сладкий суп из вишен, изюма, орехов и лапши, этот суп должен быть горячим. Обязательно ставили на стол «ловья анду мел» - пюре из отварной фасоли с медом или зажаркой. Его разливали в мелкие тарелки, как кисель, а перед подачей поливали медом и посыпали тертыми орехами.
В Сартане три первые дня после похорон готовили жидкую кутью, как суп, в нее добавляли изюм, а когда разливали по тарелкам, добавляли немного тертых орехов и три кусочка хлеба – пендар. Эти кусочки отрезали от пяти маленьких хлебцев, специально для этого случая выпеченных (хлебцы круглой и крестообразной формы фигурируют в различные моменты погребальной обрядности в Греции, что лишний раз подчеркивает символику земледельческой культуры).
Заупокойная трапеза – общинное дело: ею делились с соседями с восточной стороны усадьбы, затем – с западной, потом – напротив (некоторые информаторы полагают, что напротив еду носить нельзя, очевидно бывали разные варианты обычая). Раздавали и другим соседям, родственникам. Каждую субботу в течение последующего сорокадневья рано утром до восхода солнца разносили еду соседям, обязательно по три ложки колвы, причем еда должна была быть горячей, чтобы пар возносился кверху, «достигал души покойного».
Три дня подряд родственники и друзья усопшего приходят на кладбище, окуривают могилу ладаном или же зажигают свечи, кладут на могилу конфеты, печенье, рассыпают крошки вокруг. Старинный обычай предписывал обход могилы: его начинала старшая женщина, за нею шли родственники, за ними остальные. Посещение могилы ежедневное в течение 9 дней или же только на девятый день – зависит от конкретных условий. На 9-й день устраивали поминки (на сартанском говоре джанаш, алмонима). Приглашаемым на поминки разносили на тарелочках густо сваренную колву, поверх которой клали маленький хлебец.
Традиционные поминальные дни – девятый, сороковой, полугодие и годичное поминание. Здесь мы снова встречаемся с сакральным значением чисел, особенно сорока: полагают, что душа усопшего 40 дней остается на земле и только по истечении этого срока покидает ее. Все 40 дней в доме умершего форточки должны были быть приоткрытыми. На могиле стоит сосуд (рюмка, стакан) с водой, и в жилом доме на подоконнике стакан, в который воду постоянно доливают, чтобы он был полон. Все 40 дней в комнате, где лежал покойник, утром и вечером зажигают свечу. Во многих селах, вместо свечи круглосуточно горела «кондыла». Зеркала в доме все 40 дней были завешаны белыми простынями. Согласно греческим традициям поминания происходят в первый понедельник после Пасхи (румейск. арт, артус), на Троицу, в день Спаса Нерукотворного (Сутерас); «на Спаса» (как принято говорить в народе) на Воздвиження («Ставрос») 27 сентября, несут на могилы яблоки, виноград, сливы. Чтобы поминальные свечи не тухли, с западной стороны могилы устраивают маленькую нишу, на старинных могилах из камня, а на современных из цемента или железа. Поверх ниши устанавливают сосуд с водой.
Поминки не имеют специального названия на румейском языке, просто говорят: «идем на девятидневье» (экеман инея), «идем на сороковины» (экеман саранда) и т. д. Все, кто был приглашен «на сороковины» - «с та саранда» несли подносы с выпечкой или печенье с конфетами, зажигали свечу за упокой и ставили в тарелку с пшеницей, также клали деньги. Воду в стакане, что стояла в доме, на 40-ой день выливали крестом на могилу, а зерно, которое предназначалось для горящих свеч, выбрасывали птицам: голубям, воробьям и т. д. Сразу после похорон в церкви заказывали сорокоуст для поминания имени покойного.
Траурный цвет – черный. Некоторые специалисты сближают его с цветом земли, т. е. с плодородием, урожаем, а значит, и с идеей возрождения из мертвых (что отражено в мифах о Христе). Обязательный знак траура для женщин – черный платок (черное платье специального покроя теперь уже не все могут иметь). Еще в начале XX в. женщины надевали в знак траура специальную повязку на лоб: небольшой ситцевый платок черного цвета складывали пополам наискосок и, начиная от углов, сворачивали жгутом около 1 см шириной (такой обычай встречается местами и в Греции). Траур носят 9 дней или 40 дней, или же до первой годовщины смерти – в зависимости от близости родства и личных пожеланий. Мужчины выражают скорбь тем, что не бреются в течение 9 или 40 дней, а до конца ХIХ в. даже не стригли волос (случалось, что волосы отрастали до плеч, если вдовец соблюдал траур в течение года).