Русскую Масленицу греки Приазовья особо не праздновали, называли ее «Вутры вдъумадъа
Русскую Масленицу греки Приазовья особо не праздновали, называли ее «Вутры вдъумадъа» (Масленая неделя). Знали, что эта неделя у славян была очень сытная, обильная, богатая на яства.
В середине февраля греки отмечали свой праздник – «Смайдъарка», который очень чтили и безукоризненно следовали его канонам. Он всегда отмечался греками на Сретенье 15 февраля.
По поверьям наших предков, в каждом дне есть минута, когда нельзя ничего резать. Но так как никто не знал, когда бывает эта минута, то считали, что все эти минуты за год собираются в один день – на Сретенье. В этот день все ножи, вилки и иголки прятали или опускали в воду (в некоторых селах: Кирилловка, Чермалык – ножи втыкали в пустой угол дома). Поэтому хозяйки заранее, впрок, готовили еду для своей семьи, нарезали «лахшайдъа» (лапшу), хлеб и т.п.
В греческих селах Старобешевского района, (как описывает председатель районного общества греков Е.Патрай) накануне этого дня пекли «лухумья» – круглые шарики из пресного теста и ели, как хлеб, с первыми и вторыми блюдами. С течением времени лухумья стали делать из сдобного теста. Утром хозяйка дома разносила лухумья соседям, поминая усопших.
На следующий день, 16 февраля, остатки пищи отдавали нищим («зитылян»), которые, зная об этом дне, специально ходили по улицам с «торбами».
- В семьях было принято готовить много еды, в т.ч. традиционные чебуреки и вести подобный разговор:
– Папам! Чирчирья пула дъа камум? (– Папа, чир-чир много будем делать?)
– Э-ми! анда ти пименны – та ти сонны! (– Конечно! Если они не останутся, значит их не хватило!)
Обычая ничего не резать на Смайдъарка очень придерживались беременные женщины. Они боялись, чтобы их будущий ребенок не родился с отклонениями или уродством. А если случалось, что у кого-то родился ребенок с шестым пальцем на руке или со сросшимися двумя пальцами на ноге, то в селе судачили:
– Препна Дора, анда итун страта, – тыпут камишкин ста Смайдъарка .
(– Наверное, Дора, когда была беременна, резала что-то на Смайдъарка).
С 17 по 19 февраля по вечерам соседи по улице приходили друг к другу в гости, отдыхали, играли в карты, лускали семечки, «камишкан рока» (пряли пряжу). В эти дни ходили «джамаля» (ряженые), мазали сажей и красками лицо, чтобы никто их не узнал, переодевались в животных «алга ки камиля» (в лошадей и верблюдов), в цыган и с песнями и плясками, с бубном и скрипкой ходили из дома в дом. Их цель была – развеселить, напугать, удивить.
Ряженые стучались в окно и спрашивали:
– Джамаля пэрит? (– Джамаля принимаете?)
– Пэрум, пэрум (– Берем, берем!)
А некоторые хозяева шутили, называя соседские фамилии:
– Авджи Юрас артах флайсас, ачи сирэт! (– Авджи Юра уже ждет вас, туда идите!)
Ряженые желали хозяевам, чтобы семья была богатая и плодились куры, вовлекали их в свои пляски и пританцовывали вместе с ними. После чего выходили на улицу, разжигали костры и прыгали через огонь, таким образом сжигали нечистую силу и с надеждой на лучшее прощались со всем злым, недобрым.
Жизнь наших предков, полная тяжелого труда, была скудна на развлечения, поэтому греки всегда с нетерпением ждали Смайдъарка и после окончания праздника долго обсуждали его веселые перепетии. Так они отвлекались от повседневных забот, отдыхая душой перед наступающим периодом полевых работ.
Г. Косякова – зав.отделом культуры исполкома
Федерации греческих обществ Украины
Сырная неделя. Греки были заботливыми хозяевами. Интересными были у них обряды, которые передавались из рода в род, медленно меняясь под влиянием разных обстоятельств общественной жизни.
Земля во все времена была кормилицей греческого народа, поэтому, наверное, большое внимание уделялось весенним обрядам: встрече весны, подготовке к выходу в поле.
По греческой легенде, греки прославляли Бога плодородия Диониса. Собирались люди, брали калагиров – ряженых, переодетых в кожухи и измазанных сажей, они ходили по селу, проверяли, как хозяева готовятся к весенним работам. Нерадивых высмеивали и брали с них слово, что они возьмутся за ум и успеют подготовиться к весеннему севу, а трудолюбивых хозяев прославляли. Эти ряженые обходили село, затем выходили на площадь и устраивали гулянье, угощали прохожих изделиями, приготовленными из молочных продуктов. Люди веселились, просили Бога, чтобы он принёс успех в труде и дал щедрый урожай.