Т.Ничепоренко – председатель Касьяновскогосельского общества грековКрещение – Фота. Вот как
Т.Ничепоренко – председатель Касьяновского
сельского общества греков
Крещение – Фота. Вот как рассказывали об этом пожилые жители села Каракуба (Раздольное). Вечером накануне этого дня на улице возле каждого дома жгли солому и прыгали через огонь: полагали, что тем самым прогоняют злых духов (вера в очистительную силу огня известна повсеместно). Все подробности стоимость вызова эвакуатора у нас.
Обычай зажигать соломенную кучу в период двенадцатидневья у мариупольских греков называется «жечь каракадзолов»: каликандзоры, каракаджолы, каракандилуса или каликандзары (существует множество вариантов их названия) – это персонажи балканского мифологического мира (возможно, – души предков, нечистый дух). Они появляются на земле с целью навестить живых потомков в дни переломного момента смены времен года. Они определенным образом связаны с огнем, и именно при помощи огня их выпроваживают из мира живых (русский обычай - «греть родителей», украинский - «палити дідуха»).
Утром в день Крещения шли в церковь, а после службы все верующие со священником во главе направлялись к реке для совершения обряда водосвятия. Заранее во льду реки вырубали прорубь в виде креста, его торцы окрашивали в красный цвет. Снег вблизи проруби расчищали. Люди, обнажив головы, собирались вокруг, молились. Священник, опустив в воду крест, освящал ее. В тот момент, когда он произносил слова «и дух в виде голубя .», стоявшие поодаль парни стреляли в воздух и выпускали голубей, раскрашенных в разные цвета. После этого все зачерпывали ведра воды из проруби с тем, чтобы поить ею скот. Для себя они еще накануне в церкви набирали освященную в бочках воду. Утром, прежде чем приступить к еде, полагалось выпить освященной воды. Ее сохраняли в бутылках в течение года и употребляли в качестве лекарства при различных заболеваниях.
К праздничной семейной трапезе выпекали специальный хлеб, в некоторых местах в виде креста. Священник, который обходил дома, окроплял эти хлебы святой водой и выдавливал на тесте специальной печаткой начальные буквы известной формулы «Иисус Христос побеждает». Священник разламывал хлеб, половину вручал хозяину, вторую брал себе. Затем семья усаживалась за праздничную трапезу.
В календарной обрядности практически всех европейских (как и неевропейских) народов вода играет значительную роль. Очистительная, целебная и плодоносящая ее сила вызвала множество поверий и ритуалов. Среди греков, расселенных на балканских и малоазийских побережьях, не мог не сложиться особый культ воды. Обычай окропления водой был известен в Древней Греции. В Аркадии каждый год в определенные дни засушливого периода жрецы святилища Зевса Ликийского опускали ветви дуба в воду священного источника. В современной христианской обрядности связь воды и зеленой растительности осталась в том «кропиле», каким ныне брызгают «святой водой»: в Греции это зачастую ветвь оливы, в Приазовье употребляли пучок базилика.
«Масленица» и «Смайдъарка» -
народные традиции проводов зимы
В русском варианте – это праздник Масленицы, которая справляется накануне Великого поста, за 7 недель до Пасхи, т.е. сроки проведения Масленицы четко привязаны к церковному календарю.
Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый весёлый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Всю неделю веселился и стар и млад, торопя приход весны. У каждого из семи дней масленичной недели есть свой смысл и обычай.
Понедельник – «Встреча» – ходят друг к другу в гости.
Вторник – «Заигрыш» – по улицам ряженые гуляют, возле домов останавливаются, с молодыми хозяйками заигрывают.
Среда – «Лакомка» – угощают друг друга блинами: со сметаной, вареньем и мёдом.
В Широкий Четверг, или «Разгуляй» люди славили весну, сжигали ненужные вещи, водили хороводы с бубликами, с ложками, трещотками, рожками да свистульками. От дома к дому ходили, несчастье, горе, зло отгоняли.
Пятница – «Тёщины вечерки». Зятья приходили к тёщам, угощались и веселили их (отсюда и поговорка «К тёще на блины»).
Суббота – «Золовкины посиделки». В этот день приглашали родственников мужа. Невестки дарили подарки сестрам и братьям мужа – куклу «Масленицу», пряники, мыло (хороший обычай; жил бы он сейчас – меньше было бы ссор и обид в доме).
И завершалась праздничная неделя Прощённым Воскресеньем. Люди просят друг у друга прощение за нанесённые обиды – нарочные и нечаянные. И прощают. Собираются вместе и с песнями, хороводами сжигают чучело Зимы (это – кульминация праздника). А потом расходятся по домам, с дарённым мылом идут мыться в баню.