Т.Ничепоренко – председатель Касьяновскогосельского общества грековКрещение – Фота. Вот как

Т.Ничепоренко – председатель Касьяновского

сельского общества греков

Крещение – Фота. Вот как рассказывали об этом пожилые жители села Каракуба (Раздольное). Вечером нака­нуне этого дня на улице возле каждого дома жгли солому и прыгали через огонь: полагали, что тем самым прогоняют злых духов (вера в очиститель­ную силу огня известна повсеместно).

Обычай зажигать соломенную кучу в период двенадцатидневья у мариу­польских греков называется «жечь каракадзолов»: каликандзоры, каракаджолы, каракандилуса или каликандзары (существует множество вариантов их названия) – это персонажи балканского мифологического мира (возможно, – души предков, нечистый дух). Они появляются на земле с целью навестить живых потомков в дни переломного момента смены времен года. Они определенным образом свя­заны с огнем, и именно при помощи огня их выпроваживают из мира живых (русский обычай - «греть родителей», украинский - «палити дідуха»).

Утром в день Крещения шли в церковь, а после службы все верующие со священником во главе направлялись к реке для совершения обряда водо­святия. Заранее во льду реки вырубали прорубь в виде креста, его торцы окрашивали в красный цвет. Снег вблизи проруби расчищали. Люди, об­нажив головы, собирались вокруг, молились. Священник, опустив в воду крест, освящал ее. В тот момент, когда он произносил слова «и дух в виде го­лубя .», стоявшие поодаль парни стреляли в воздух и выпускали голу­бей, раскрашенных в разные цвета. После этого все зачерпывали ведра воды из проруби с тем, чтобы поить ею скот. Для себя они еще накануне в церкви набирали освященную в бочках воду. Утром, прежде чем приступить к еде, полагалось выпить освященной воды. Ее сохраняли в бутылках в течение года и употребляли в качестве лекарства при различных заболеваниях.

К праздничной семейной трапезе выпекали специальный хлеб, в некото­рых местах в виде креста. Священник, который обходил дома, окроплял эти хлебы святой водой и выдавливал на тесте специальной печаткой началь­ные буквы известной формулы «Иисус Христос побеждает». Священник разламывал хлеб, половину вручал хозяину, вторую брал себе. Затем семья усаживалась за праздничную трапезу.

В календарной обрядности практически всех европейских (как и неев­ропейских) народов вода играет значительную роль. Очистительная, це­лебная и плодоносящая ее сила вызвала множество поверий и ритуалов. Среди греков, расселенных на балканских и малоазийских побережьях, не мог не сложиться особый культ воды. Обычай окропления водой был известен в Древней Греции. В Аркадии каждый год в определенные дни засушливого периода жрецы святилища Зевса Ликийского опускали ветви дуба в воду священного источника. В современной христианской обрядности связь воды и зеленой растительности осталась в том «кропиле», каким ныне брызгают «святой водой»: в Греции это зачастую ветвь оливы, в При­азовье употребляли пучок базилика.

«Масленица» и «Смайдъарка» -

народные традиции проводов зимы

В русском варианте – это праздник Масленицы, кото­рая справляется накануне Великого поста, за 7 недель до Пасхи, т.е. сроки проведения Масленицы четко привязаны к церковному календарю.

Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый весёлый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Всю неделю веселился и стар и млад, торо­пя приход весны. У каждого из семи дней масленичной недели есть свой смысл и обычай.

Понедельник – «Встреча» – ходят друг к другу в гости.

Вторник – «Заигрыш» – по улицам ря­женые гуляют, возле домов останавлива­ются, с молодыми хозяйками заигрывают.

Среда – «Лакомка» – угощают друг дру­га блинами: со сметаной, вареньем и мё­дом.

В Широкий Четверг, или «Разгуляй» люди славили весну, сжигали ненужные вещи, водили хороводы с бубликами, с лож­ками, трещотками, рожками да свистуль­ками. От дома к дому ходили, несчастье, горе, зло отгоняли.

Пятница – «Тёщины вечерки». Зятья приходили к тёщам, угощались и веселили их (отсюда и поговорка «К тёще на блины»).

Суббота – «Золовкины посиделки». В этот день приглашали родственников мужа. Невестки дарили подарки сестрам и брать­ям мужа – куклу «Масленицу», пряники, мыло (хороший обычай; жил бы он сейчас – меньше было бы ссор и обид в доме).

И завершалась праздничная неделя Прощённым Воскресеньем. Люди просят друг у друга прощение за нанесённые оби­ды – нарочные и нечаянные. И прощают. Собираются вместе и с песнями, хоровода­ми сжигают чучело Зимы (это – кульмина­ция праздника). А потом расходятся по до­мам, с дарённым мылом идут мыться в баню.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38